Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно
выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка
не сформировалась сама привычка истерить. Это называется – профилактика
истерик, и главные направления здесь следующие.
Подумайте о причинах. Что стоит за сегодняшней истерикой? Только
ситуативная, случайная причина – или здесь есть что-то системное, что будет
повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать внимание:
расслабьтесь и забудьте. А если, похоже, речь идет о чем-то, что может
повторяться, задуматься надо серьезнее. В частности, поскольку истерика – это
ошибочное поведение ребенка, подумайте о причинах ошибочного поведения.
Алгоритм – «Семь шагов».
►Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему
хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в
ладоши? – Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! –
Замечательно!» – вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он учится вас
слушать.
►Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью. Если
вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше – прибегать, и сразу.
Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы
ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли
хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного.
Но если позвали – он должен прийти. Сразу не идет – повторили, но добились.
Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а
сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», – и поцеловать!
►Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка – в тех случаях, когда в
своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все. Вы все
торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну, поиграй
со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка
к тому, что есть дела, которые важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно».
Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно
и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой
попозже. Это важно!» – то скоро ребенок начнет вас понимать. Это – важно!
►Шаг 4. Требуйте минимум. Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не
отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы
положить кашу себе в рот самостоятельно... – Всегда ищите те моменты, когда
ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы
промолчали. Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за
вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих –
свои просьбы и требования пока уберите, делайте то, что вы хотите от ребенка –
сами.
►Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или
тем более даже хочется. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела,
которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать
понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой
постель, унести за собой чашку, помыть посуду, – скорее
всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатель,
поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать
это ребенку.
►Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Постепенно переходите к
более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне,
с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.
►Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил). Когда ребенок
научится уже и этому, вы можете гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы
– воспитали взрослого, ответственного человека! Удачи!
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием
формирования самостоятельности.
Повышается общий уровень физической выносливости, но
повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность
детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.
Более совершенной становится крупная моторика. Развитие
мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок
самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.
Успех в освоении основных движений во многом обусловлен
уровнем развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются
при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами. Закрепление
навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах
(при условии предварительной отработки движений) в группе и на прогулке.
Взрослый, находясь рядом с детьми, следит за безопасностью, заботится о смене
двигательной активности, при необходимости организует вместе с детьми
пространство для подвижных игр.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности
памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения
материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех
познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность
цветоразличения, развивается фонематический и звуко/высотный слух.
Восприятие. В
5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы,
величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10
различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет
в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он
способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно
воспринимаемых объектов – не более двух.
Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном
возрасте, должна быть направлена на активное восприятие его ребенком.
Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и
освоение времени.
Память. Объем
памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются
произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности.
Возможно, как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока
преобладает непроизвольная память.
Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения. Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.
Мышление. По
мнению Л.А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки
иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании
причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию
собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в
рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное
мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с
использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К
наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет
ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия
собственных действий и поступков.
Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и
давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в
их наглядный опыт.
Речь. Речь, согласно мнению Л.С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане. Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с продолжением. В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Воображение.
Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки,
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Развивается продуктивное воображение, способность
воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры:
космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и
т.д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной
деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких
второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль).
Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.
Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок
фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем,
так как игра отражает реальные социальные роли.
К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп- детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия. Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микро-группы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них – смешанные.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со
сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского
сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и
привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами от двух до
пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.
Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к
сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся
договариваться между собой для достижения конечной цели.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не
ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах,
помогает почувствовать свое взросление и компетентность.
В качестве ведущей деятельности ребенка выступает
сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования
субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация
важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры, и отработка навыков
формального и неформального общения.
У детей этого возраста формируется способность управлять
своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов
рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от
внешнего мира.
Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они
воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым
дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных
характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в
рисунках, постройках, позах и движениях.
Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений
дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения.
Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования,
выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов
развития личности.
Главное эмоциональное новообразование этого
периода- становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно,
согласно концепции Л.С. Выготского, происходит интеллектуализация детских
чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.
Консультация для родителей
«Взаимоотношения детей и родителей в
возрасте 4-5 лет»
К четырем - пяти годам малыш заметно взрослеет, становится мягче и
уступчивее. Его чувства становятся более глубокими, появляются устойчивые
симпатии и антипатии. В этот период у ребёнка так же активно развивается
познавательная сфера:
больше общайтесь;
- рассказывайте об окружающих его предметах и явлениях;
- читайте вместе;
- играйте вместе;
- экспериментируйте вместе.
В этом возрасте формируются нравственные качества:
- чуткость
- доброта
- великодушие
- отзывчивость
- чувство дружбы
- чувство долга
Теперь с ребенком можно о многом договориться. Выстраивайте с ним
дружеские отношения, основанные на сотрудничестве.
Позитивное воспитание основывается на любви, а не на устрашении.
Для ребенка очень важно знать, что он любим всегда, даже когда он «не
слушается».
Как правильно воспитывать
ребенка в чуть более подросшем возрасте? Воспитание ребенка 5 лет
требует усердия и терпения, так как именно в этом возрасте впервые начинает
проявляться его только-только начавший формировавшийся характер. Как только вы
дадите слабину, ребенок быстро это почувствует и поймет, что может
вести иначе, чем обычно. Ребенок, при неправильном воспитании
в этом возрасте, может на всю жизнь закрепить в себе нехорошие черты характера,
а значит исправить что-то, потом будет уже невозможно. Для правильной коррекции
его поведения потребуется уделить достаточно много времени, поэтому непременно
займитесь этим вопросом сразу же.
Вам как его родителям
важно:
- Понять,
каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено
нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много,
иначе их трудно выполнить.
- По
возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так:
«Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто
запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если
вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его
справедливую злость или обиду по этому поводу.
- Говорить
ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом
человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы
разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в
согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
- Не
перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за
незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины,
страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться
пассивность, пропадать инициатива.
- Помнить
о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории,
говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей
подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно
выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их
вместе с вами.
- Предоставлять
ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения.
Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не
оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку
оценить свое творчество.
- Обеспечить
ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая
игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и
совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать
ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и
неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки,
брусочки и т.д.
- Понимать,
что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что
ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о
необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
Быть открытыми к
вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в
способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать
с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке
формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов
Следует обратить внимание на то, что в
возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно
укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Мягко и деликатно
корректируйте неприятные проявления, учитывая индивидуальные особенности,
темперамент и принимайте ребенка независимо от его поведения.
Как воспитать
послушание:
- единство требований приводит к
формированию устойчивых привычек;
- проявление такта, терпения;
- объяснение, почему надо мыть
руки, нельзя шуметь, обижать.
Ребенок
реагирует не только на то, что вы потребовали, но и на
то, как (спокойно, ласково или грубо, обидно).
Требования должны
выполняться обязательно. Повторить еще раз более категорично. Не послушается –
оставить в покое и не общаться. Важно, чтобы не накапливался опыт непослушания.
Объяснять причину запретов и запрещать то, что действительно нельзя
делать. Заменить угрозу обещанием, т.к. невыполнимые угрозы подрывают доверие к
родителям. «Не уберешь игрушки – выкину»; «Перестань реветь – уйду». Лучше
делать упор на «+» – «… не успеем почитать». Следует осторожно подходить
к использованию запретов и наказаний. Не спешите с наказаниями – выясните
причину. Дети редко действуют преднамеренно. Угрозы – как приглашение к
действию «Вот только сделай» (залезь, сорви, тронь). Лучше делать акцент на
чувствах «Я волнуюсь», «Мне обидно», «Я горжусь». Положительные поступки
ребенка не оставлять без внимания. Крик действует, пока ребенок к нему не
привыкнет. Нужно, чтобы он понимал смысл ваших слов.
Ребенку важно
чувствовать и знать, что его любят.
Консультация для родителей .
Развиваем у ребенка внимание
Развитие
внимание у детей 4-5 лет
Четыре с половиной
- пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной
инструкции взрослого. Дети - дошкольники (4-5 лет) обнаруживают иногда
интенсивное и устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они
выполняют. Они могут подолгу играть в интересующую их игру, внимательно слушать
рассказы взрослых, однако даже в этих случаях их внимание все еще
характеризуется значительной отвлекаемостью, если на них начинают действовать
другие, интересные для них, предметы. Ребенок 4–5 лет, например, внимательно
слушает сказку, его глаза горят живым интересом, даже рот приоткрыт от
удивления, но вот в комнату вбегают играющие дети, и мысли ребенка сразу
отвлекаются от сказки. Все это говорит о том, что дети-дошкольники еще не умеют
намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же
направлении.
В одном
эксперименте детям в возрасте 4 - 5 лет предложили указать на картинке, кто из
группы катающихся на катке детей потерял варежку. Многие из детей с этой
задачей не справились, так как их внимание все время отвлекалось другими
предметами, нарисованными на картинке. Они так и не смогли сосредоточиться на
поставленной перед ними задаче и рассмотреть в соответствии с ней руки
изображенных на картине детей.
Важную роль в
развитии внимания у детей-дошкольников выполняет игра, как основной вид
деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и
концентрированность внимания, но и его устойчивость.
Видное место в
воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть
и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это
без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше
ознакомиться с действительностью. Для этого следует с ранних лет знакомить
ребенка с богатством и многообразием окружающего мира, учить подмечать то, что
находится вокруг него, учить чутко реагировать на всякое изменение в окружающей
обстановке.
РАЗВИВАЕМ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
«Упражнения
на развитие внимания часто сочетаются с развитием памяти. Это связано с тем,
что внимание и память относятся к познавательной сфере личности».
«ВСПОМНИ, КАК БЫЛО»
ЦЕЛЬ:
развивать
зрительное внимание.
ИНВЕНТАРЬ:
3-4
картинки или игрушки с хорошо знакомыми ребенку предметами.
ХОД ИГРЫ:
Вы показываете ребенку картинки или игрушки
по одной, называя их. После этого, ребенок закрывает глаза, а вы быстро и
незаметно добавляете одну картинку или игрушку. Он должен назвать исходные
картинки или игрушки и указать на лишнюю.
«При
развитом зрительном внимании во время чтения взгляд человека меньше отклоняется
от читаемой строчки. А у нетренированного человека взгляд блуждает. Это
сказывается на скорости чтения и запоминании прочитанного».
«НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»
ЦЕЛЬ:
развивать
зрительное внимание, научить внимательному рассматриванию и сравнению предметов
по их деталям, находить среди них одинаковые.
ИНВЕНТАРЬ:
карточки
с рядом похожих предметов, среди которых есть два полностью одинаковых, а
остальные имеют некоторые отличия.
ХОД ИГРЫ:
Выложите перед ребенком карточки и
попросите рассмотреть картинки и постараться найти два полностью одинаковых
предмета среди нескольких похожих.
«Начинайте
занятия с ребенком только тогда, когда вы оба в хорошем настроении и спокойном
состоянии. Развивающие игры и упражнения должны восприниматься ребенком
положительно, без капризов. Только тогда они принесут заметную пользу».
«БЕЗ ЧЕГО ПРЕДМЕТ»
ЦЕЛЬ:
развивать
зрительное внимание, научить находить недостающую часть (деталь) предмета,
развивать связную речь, тренировать в образовании форм родительного падежа
существительных в единственном и множественном числе с предлогом «без».
ИНВЕНТАРЬ:
предметные
картинки с каким – либо недостающим элементом, поломанные игрушки.
ХОД ИГРЫ:
Вы предлагаете ребенку найти то, чего не
хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на вопрос: «Без
чего предмет?».
Например: корова без рогов, петух без
гребешка, машина без шины, дом без окон.
ТРЕНИРУЕМ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ
«Слуховое внимание, или умение
сосредотачиваться на звуке, необходимо развивать даже тогда, когда у ребенка от
природы острый слух. Делать это нужно в первые годы жизни».
«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»
ЦЕЛЬ:
развивать
слуховое внимание и связную речь, тренировать умение вслушиваться, отличать
окружающие звуки друг от друга, совершенствовать грамматический строй речи.
ХОД ИГРЫ:
Вы предлагаете ребенку закрыть глаза и
прислушаться к окружающим звукам, чтобы определить, что это за звуки: сигнал
машины, щебет птиц, жужжание мухи, разговор прохожих и т. д. Ребенок должен
ответить полным предложением, например: «Я слышу, как сигналит машина, жужжит
муха» и т.д.
«Музыкальный слух развивается медленнее,
чем фонетический. Связано это у людей с недостаточной практикой. Поэтому
рекомендуется родителям слушать музыку вместе с ребенком».
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
ЦЕЛЬ:
развивать
слуховое внимание , научить выделять на слух среди нескольких слово,
относящееся к другой обобщающей группе, обосновать свой ответ полным
предложением.
ИНВЕНТАРЬ:
ряд
из 4-5 знакомых ребенку слов (без
картинок), 3-4 из которых относятся к одной обобщающей группе, а одно слово к
другой.
ХОД ИГРЫ:
Вы медленно и четко проговариваете слова,
а ребенок должен выбрать из них не подходящее по смыслу к другим слово.
Например, из слов: автобус – трамвай – самолет – пылесос – поезд ребенок должен
исключить пылесос, т.к. этот предмет относится к бытовым приборам, а остальные
– к транспорту и т.д.
Предложенные игры
способствуют улучшению внимания – его устойчивости, концентрации, переключению
и распределению. Навыки, которые дети приобретут, играя, облегчат учебу в
школе.
Чаще
импровизируйте, играя с ребенком в развивающие игры, и тогда результат не
заставит себя ждать!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК СДЕЛАТЬ ЗИМНЮЮ ПРОГУЛКУ С МАЛЫШОМ
ПРИЯТНОЙ И ПОЛЕЗНОЙ»
.
Вот выпал первый снег –
значит пришла зима. Зима – такое же неповторимо красивое время года, как и все
остальные. Конечно, не все зимние дни одинаковы, не всегда «мороз и солнце» и
«под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».
Но даже если таких дней зимой немного, то запоминается зима именно такими
днями, морозными, солнечными, снежными, радостными. Для наших детей зима -
долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, на многих
детских площадках появляются снежные горки, снеговики и другие сказочные
персонажи, вылепленные из снега. Можно ли описать радость детей? А чистый
зимний чистый воздух очень полезен ребенку. Но необходимо следить за тем, чтобы
он не простудился. У детей, как и у взрослых, одежда должна быть теплой,
но легкой. Шерстяные или эластичные брюки (более узкие к низу). Шерстяной
свитер (плохо, если он облегает тело плотно- под ним нет тогда воздушной
прослойки). Поверх свитера - куртка из влагонепроницаемой ткани (к такой куртке
не прилипает снег, еѐ не продувает ветер). Белье – хлопчатобумажное или
шерстяное – в зависимости от температуры воздуха. А чтобы холод принес
пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть
заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более
интенсивные движения сменялись более спокойными.
Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными
и полезными для детей?
Попробуйте поиграть в
специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Задания
на внимание:
1. Показать детям
веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем
веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на
следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого
дерева и когда срезана эта веточка.
2. Во время пути обратите
внимание детей на то, что происходит вокруг.
Сколько труб на том доме?
Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья?
Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.
3. Обратить внимание, что:
а) если большие и маленькие
предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся
дальше;
б) яркие предметы кажутся ближе,
чем темные;
в) в пасмурный день, в
дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.
Дети с удовольствием сооружают на участке
снежную горку, лесенку, дугу - воротца, для подлезания, стенку-мишень, для
попадания в нее снежками и т.п. Они очень любят подвижные игры со снегом,
катание на санках и различные забавы на прогулках, с удовольствием выполняют
предложенные взрослыми упражнения, и игры эстафеты. Играя и упражняясь зимой на
улице, дети получают возможность проявлять смелость, ловкость, сноровку и
самостоятельность.
Снежки
Дети лепят
снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант:
можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком.
Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков
Кто быстрее слепит снеговика
Дети разбиваются на пары, и каждая пара
получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного
размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот
(из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая
быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по
команде «Приготовились! Начали!»
Кто выше подбросит снежок
В игре принимают участие все дети. По
команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание
3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2
раза правой и 1 раз левой рукой.
Самые быстрые санки
2—3 детей садятся на санки спиной вперед
(на одних санках может ехать один ребенок или двое детей). По команде дети
начинает отталкиваться ногами и двигаться вперед. Расстояние от старта до
финиша — 5 метров. Игру можно повторять 2—3 раза, с разными участниками.
Попади в лунку
Педагог делает в снегу несколько лунок,
каждому ребенку дает мешочек с шариками. За установленное время дети
забрасывают в лунку как можно больше шариков, затем подсчитывают итог.
После активного движения необходим
небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме,
например-
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, в снегу дома,
Ночью к нам пришла... (Зима).
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз).
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной,
А когда придет весна,
Он проснется ото сна. (Медведь)
Скатерть бела, весь свет одела? (Снег)
Бел, да не сахар, ног нет, а идет? (Снег)
В народе говорили: «Подкорми птиц зимою —
послужат тебе весною». Наблюдение за жизнью пернатых, рассказы о том, из чего
они строят гнезда, как высиживают птенцов, где зимуют и чем питаются, — подчас
становятся открытием не только для ребенка, но и для взрослого горожанина.
Не забывайте почистить кормушки и положить
крошки хлеба, семечки, для детей это не только увлекательная игра, но и
настоящий урок доброты!
Можно задать детям вопросы для размышления:
-Все ли синички одинаковые?
- Кто обедал на рябине? И тд.
Помните в детстве это радостное
возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг
белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы.
Консультация для родителей
«Развитие памяти у детей средней
группы»
Уважаемые родители! Поговорим о том, как можно помочь вашему ребенку
развить память в средней группе.
1. Игры на запоминание
и внимание: Регулярно проводите игры на запоминание предметов, картинок или
слов. Это поможет ребенку научиться концентрироваться и запоминать информацию.
2. Используйте
карточки с изображениями: Предложите ребенку карточки с разными изображениями и
попросите его запомнить их. Затем переверните карточки и предложите ему назвать
изображенные предметы.
3. Чтение и рассказы:
Читайте ребенку книги, рассказывайте истории и сказки. Это обогатит его
словарный запас и поможет развивать слуховую память.
4. Запоминание стихов и песен: Ребенок может учить стихи и песни, которые
помогут ему развивать слуховую и зрительную память.
5. Рисование: Попросите ребенка нарисовать то, что вы ему расскажете. Это
поможет ему тренировать слуховую и визуальную память одновременно.
Консультация для родителей
"Значение игры в жизни ребёнка".
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее. Роль игры в психическом развитии ребенка. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
И вся история отдельного человека как деятеля или работника
может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических
процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и
произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают
больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре.
Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в
игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок
не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая
ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется
сверстниками.
В тоже время опыт
игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре
ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения
других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое
собственное поведение.
Ролевая игра имеет определенное значение для развития
воображения. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что
через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей,
которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней
приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления
контакта со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности ребенка –
рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слито с
игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой
интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с
игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес
переносится на результат деятельности, и она свободна от влияния игры.
Внутри игровой деятельности начинает
складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей
деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из
игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к
своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти
правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными
действиями. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая
ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня
развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками
стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг
с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со
сверстниками.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и
сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у
детей формируется творческое воображение.
Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней
преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной
деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник входит в разные сферы социальной
действительности, расширяя возможности познания этих сфер».
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на
формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические
барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со
сверстниками и взрослыми.
Роль игры и игрушки в формировании личности ребёнка.
Детство – страна удивительная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и интересное может оказаться весёлым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.
Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребёнка. Боязнь жизненных осложнений порой заставляет взрослого ограждать малыша и лишать его самостоятельности. В результате к самому моменту, когда ребёнок наконец становиться взрослым, океан способностей, данный ему изначально, превращается в маленькую грязную лужицу.
Развитие человека сравнивают с построением треугольника, основание которого – начало жизни. Именно в детстве человек обладает наибольшей восприимчивостью, которая и определяет его способности. Средства для этого могут быть разными. Подходит всё, так или иначе затрагивает душу ребёнка. Красота музыкальных созвучий, выразительность линий и цвета, игра и игрушки, поэтической речи питают и лепят творца. Помочь ребёнку стать им должны мастерство, умение, знание взрослого.
Главное и первое в развитии личности – это научить ребёнка играть, ведь во – первых игра – это школа произвольного поведения. (Д. Б. Эльконин). Заставьте ребёнка стоять по стойке «смирно», он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» Ведь замирают же и стоят, даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.
Во – вторых игра – школа морали в действии (А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями, по заповедям милосердия.
В – третьих, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А.В. Запорожец).
Что такое игрушка в жизни ребёнка? Игрушка – это очень древнее изобретение человечества. Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли ещё в доисторические времена, а уменьшенные копии животных и птиц сопровождали любого ребёнка на всём пути истории. Роль игрушки много функциональна. Она выступает во – первых, как средство психологического развития ребёнка, во –вторых как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в – третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений.
Игрушка – не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения (психотерапевтическая функция игрушки).
Чем же должна быть для ребёнка игрушка?
Прежде всего источником радости и мотивом для игры. Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учит добру, красоте, мудрости. Игрушка закладывает первоначальное понятие в душу ребёнка добра и зла.
В раннем детстве игрушка выступает в авто дидактической роли. К данной категории игрушек относятся матрёшки, пирамиды и т.д. В них заложены возможности развития ручных и зрительных действий. Играя ребёнок учится различать размеры, формы, цвета. Игрушки – средство воздействия на нравственную сторону личности ребёнка.
Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, собачки и т.д. Сначала ребёнок производит с куклой подражательные действия, т.е. делает то что показывает взрослый: качает, катает в коляске. Затем кукла или мягкая игрушка выступает как объект эмоционального общения. Ребёнок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведёт к развитию рефлексии и эмоционального отождествлению. Ребёнок получает много игрушек – заместителей реальных предметов человеческой культуры: машины, предметы быта, оружие и т.д.
Благодаря им он осваивает функции назначения предметов, овладевает функциональными действиями. Многие игрушки имеют исторические корни, например, лук со стрелами, бумеранг и т.д.
Игрушка серьёзно влияет на детскую психику и на развитие малыша. Опасно, если это происходит в игре с негативным героем – игрушкой. Главное для героя – быть первым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошо драться, убивать, добиваться своих целей, не обращая внимания на тех, кто рядом. Они достаточно примитивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты, либо гибриды человека или животного (черепашки, пауки). Но во всех случаях человеческое начало в них уходит на второй план, они не совсем люди. При этом все они – положительные герои и нынешние дети стремятся на них походить. Сейчас грань, кто хороший, кто плохой стирается. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следственными качествами:
— поли функциональность (игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях);
— возможность применения в совместной деятельности (коллективные постройки);
— дидактические свойства игрушки (такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом, формой и т.д.);
— принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов (эти игрушки являются средством художественно – эстетического развития ребёнка).
К сожалению, современные игры и игрушки в своём подавляющем большинстве есть анти игрушки: они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры, а насаждают стремление к насилию, ненависти. «Игрушками» часто называют и компьютерные игры. А мы беспомощно наблюдаем, как компьютерные «игрушки» вытесняют из жизни наших детей все другие: традиционных кукол, мягких зверушек, мячики, кубики и прочее. Играющие в компьютер дети более агрессивны, нетерпеливы, раздражительны, вспыльчивы.
Поэтому, задача взрослого, научить ребёнка играть в игрушки со сверстником, ведь от того, какие игры и игрушки окружают ребёнка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие способностей, воображения и творчества эмоциональной среды, нравственных ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки – дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребёнка?
«Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развития жизни».
Комментариев нет:
Отправить комментарий